Федеральный закон от 05.02.2018 № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)"

Федеральный закон от 05.02.2018 № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)".

Данный Федеральный закон принят во исполнение поручений Президента РФ по итогам встречи с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительных организаций и волонтерского движения 26.07.17 и во исполнение Плана мероприятий по развитию волонтерского движения в РФ (утвержден Правительством РФ 05.07.17 №4723п-П44). Вступает в силу 01.05.18 - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201802050041 .

Вносимые законом изменения и комментарии к ним:

1. Наименование Федерального закона от 11.08.95 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» изменяется на «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». В связи с тем, что добровольческая деятельность является по сути видом благотворительной деятельности (и принятым Федеральным законом такое положение вещей не изменяется), смена наименования закона представляется необоснованной.

2. Принятым Федеральным законом термины «доброволец» и «волонтер» закрепляются в законодательстве как тождественные. Попытки уравнять данные понятия предпринимались и ранее, и обусловлены они, прежде всего, сложившейся практикой, когда, как на бытовом уровне и в СМИ, так и на уровне органов власти (мероприятия, программы, переписка) эти термины зачастую взаимозаменяются.

Следует напомнить, что появление термина «волонтер» в 2007 году в Федеральном законе от 01.12.2007 №310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и последующее его введение в 2012 году в Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» было обосновано именно тем, что термин «волонтер» не является тождественным термину «доброволец» и не имеет отношения к благотворительной деятельности. При этом существовавшее до настоящего времени разделение терминов «доброволец» и «волонтер» вполне позволяло правильно применять на практике нормы, регулирующие правовой статус этих разных институтов.

Согласно действующему законодательству (до 01.05.18), определения терминов «доброволец» и «волонтер» закреплены в разных федеральных законах. Так, в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 11.08.95 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «добровольцы - физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)». В то же время, в пункте 3.1 статьи 2 Федерального закона от 04.12.07 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» закреплено, что «волонтеры - граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность» (схожее определение термина «волонтер» приведено в п 20 чт. 2 Федерального закона от 07.06.13 №108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В Налоговом кодексе Российской Федерации данные понятия также не используются как тождественные (п.п. 3.1 – 3.3 статьи 217 НК РФ). Таким образом, в настоящее время с точки зрения законодательства термины «доброволец» и «волонтер» имеют два существенных отличия:

- сфера деятельности. Добровольцы осуществляют свою деятельность в сфере благотворительности, в то время как волонтеры действуют исключительно в сфере физической культуры и спорта. В статье 2 Федерального закона от 11.08.95 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» в качестве одной из целей благотворительной деятельности указано «содействие деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта)», в то время как закрепленное в Федеральном законе от 04.12.07 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определение понятия «волонтер» допускает их участие и в профессиональном спорте (а Федеральный закон от 07.06.13 №108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» прямо регулирует участие волонтеров в мероприятиях профессионального спорта). Таким образом, отнести волонтеров к сфере благотворительной деятельности можно весьма условно и при соблюдении определенных жестких ограничений;

- безвозмездность деятельности. Исходя из определения понятия «доброволец», его деятельность полностью безвозмездна (за исключением законодательно установленных правил возмещения расходов добровольца). В то же время, определение понятия «волонтер» (правила возмещения расходов которых также четко законодательно закреплены) исключает лишь возможность предоставления ему денежного вознаграждения за его деятельность, т.е. неденежные формы вознаграждения, теоретически, возможны, что противоречит таким основополагающим принципам благотворительной деятельности как бескорыстность и безвозмездность. Также в нарушение этих принципов Законопроектом предлагается закрепить право добровольца «получать в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, поддержку в форме бесплатного, льготного или внеочередного получения услуг, предоставляемых государственными или муниципальными учреждениями и организациями» (п. 5 ч. 1 проектируемой статьи 17.1).

Вводимое принятым Федеральным законом сугубо техническое отождествление терминов «доброволец» и «волонтер» (перекрестное добавление в скобках) не устраняет вышеуказанных противоречий и может привести к появлению двух институтов с идентичным названием, но с различным правовым статусом и разным правовым регулированием.

3. В Федеральном законе от 11.08.95 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» закрепляется определение термина «добровольческая (волонтерская) организация». Согласно вводимой норме, «добровольческая (волонтерская) организация – некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.

В соответствии с частью 1 статьи 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации, «автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности».

Статья 123.8 ГК РФ закрепляет определение ассоциации (союза): «ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей».

Согласно действующему законодательству (даже в редакции принятого Федерального закона) добровольческая деятельность может осуществляться исключительно в целях благотворительной деятельности. Исходя из законодательных определений ассоциаций (союзов) и (особенно!) автономных некоммерческих организаций, их право на осуществление благотворительной деятельности представляется сомнительным.

Следует отметить, что на стадии общественного обсуждения Законопроекта на портале regulation.gov.ru (http://regulation.gov.ru/projects#npa=73977) в тексте содержалась прямая оговорка, что добровольческими (волонтерскими) организациями не могут быть общественные организации в форме политических партий, однако в тексте законопроекта, внесенном на рассмотрение Государственной Думы и в тексте принятого впоследствии Федерального закона, она не сохранилась, что позволяет говорить о целенаправленном предоставлении политическим партиям возможности привлекать добровольцев (волонтеров). Это также противоречит действующему законодательству, поскольку деятельность политических партий не имеет никакого отношения к благотворительности и сфере физической культуры и спорта.

4. Принятым Федеральным законом закрепляется правовой статус «организатора добровольческой (волонтерской) деятельности»: «организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности – некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.

Как видно из данного определения, оно во многом идентично предлагаемому определению термина «добровольческая (волонтерская) организация», за тем лишь исключением, что добровольческой (волонтерской) организацией могут называться только некоммерческая организация, в то время как организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности могут выступать также физические лица. Вместе с этим, вносимые изменения устанавливают, что «государственные органы и органы местного самоуправления вправе привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности». Таким образом, государственные органы и органы местного самоуправления, фактически могут осуществлять благотворительную деятельность, что в корне противоречит сути благотворительной деятельности. По всей видимости эти вводимые нормы призваны хоть как-то легализовать уже существующие государственные и муниципальные учреждения, осуществляющие подготовку добровольцев (волонтеров) и руководство их деятельностью.

5. Пункт 5 части 1 статьи 17.1 (вводимой принятым Федеральным законом) закрепляет право добровольца «получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ». Остается непонятной необходимость использования словосочетания «добровольный труд», поскольку статья 37 Конституции РФ допускает только добровольный труд, запрещая принудительный. Если же имеет место техническая ошибка и законодатель подразумевал «добровольческий труд», все равно возникает противоречие нормам Трудового кодекса РФ, в соответствии со ст. 15 которого, трудовые отношения априори являются возмездными, т.е. не могут быть применены к деятельности гражданина в качестве добровольца.

Важно отметить, что в окончательную редакцию принятого Федерального закона не вошли содержавшиеся в законопроекте нормы, допускавшие участие в качестве организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности коммерческих организаций, а также распространявшие законодательство о благотворительной деятельности на сферу профессионального спорта, что порождало бы серьезные риски злоупотреблений и коррупции.

 

Текст нормативного правового акта

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)

 

Принят Государственной Думой               26 января 2018 года

Одобрен Советом Федерации                  31 января 2018 года

 

Статья 1

 

Внести в Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 33, ст. 3340; 2002, № 12, ст. 1093; № 30, ст. 3029; 2003, № 27, ст. 2708; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 1, ст. 39; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 52, ст. 6998; 2014, № 19, ст. 2308) следующие изменения:

1) наименование изложить в следующей редакции:

"О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)";

2) статью 1 дополнить частями второй и третьей следующего содержания:

"Под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона.

На добровольческую (волонтерскую) деятельность распространяются положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом для благотворительной деятельности.";

3) в пункте 1 статьи 2:

а) абзац первый после слова "Благотворительная" дополнить словами "и добровольческая (волонтерская)";

б) абзац десятый изложить в следующей редакции:

"содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), участия в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг физическими лицами;";

в) абзац шестнадцатый после слова "добровольческой" дополнить словом "(волонтерской)";

4) пункт 1 статьи 3 дополнить абзацем следующего содержания:

"Особенности привлечения добровольцев (волонтеров) для осуществления деятельности религиозных организаций определяются Федеральным законом от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".";

5) в статье 5:

а) часть первую после слова "добровольцы" дополнить словом "(волонтеры)", дополнить предложением следующего содержания:

"Участниками добровольческой (волонтерской) деятельности являются добровольцы (волонтеры), организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческие (волонтерские) организации.";

б) часть четвертую изложить в следующей редакции:

"Добровольцы (волонтеры) - физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.";

в) часть пятую дополнить словом "(волонтеров)";

г) дополнить частями шестой - восьмой следующего содержания:

"Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности - некоммерческие организации и физические лица, которые привлекают на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляют руководство их деятельностью.

Государственные органы и органы местного самоуправления вправе привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности.

Добровольческая (волонтерская) организация – некоммерческая организация в форме общественной организации, общественного движения, общественного учреждения, религиозной организации, ассоциации (союза), фонда или автономной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, привлекает на постоянной или временной основе добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности и осуществляет руководство их деятельностью.";

6) статью 7-1 признать утратившей силу;

7) в пункте 3 статьи 10 слова "в качестве добровольцев" заменить словами "на безвозмездной основе";

8) в статье 15:

а) абзац шестой после слова "добровольцев" дополнить словом "(волонтеров)";

б) абзац десятый дополнить словом "(волонтеров)";

9) дополнить разделом III-1 следующего содержания:

 

"РАЗДЕЛ III-1. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ (ВОЛОНТЕРСКОЙ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Статья 17-1. Права и обязанности добровольца (волонтера)

 

1. Доброволец (волонтер) имеет право:

1) осуществлять свою деятельность индивидуально, под руководством организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, в составе добровольческой (волонтерской) организации;

2) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информацию о целях, задачах и содержании осуществляемой им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также информацию об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации;

3) получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией:

поддержку в форме предоставления ему питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплаты проезда до места назначения и обратно, уплаты страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья или в форме возмещения понесенных добровольцем (волонтером) расходов на приобретение указанных товаров или услуг;

психологическую помощь, содействие в психологической реабилитации;

возмещение вреда жизни и здоровью, понесенного при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) получать от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации информационную, консультационную и методическую поддержку в объемах и формах, которые установлены указанными организациями;

5) получать поощрение и награждение за добровольный труд, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ.

2. Помимо прав, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, доброволец (волонтер) имеет также иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Доброволец (волонтер), организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческая (волонтерская) организация обязаны не разглашать ставшие им известными в ходе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности сведения, составляющие специально охраняемую законом тайну.

4. Условия осуществления добровольцем (волонтером) благотворительной деятельности от своего имени могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между добровольцем (волонтером) и благополучателем и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях.

5. Условия участия добровольца (волонтера) в деятельности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации могут быть закреплены в гражданско-правовом договоре, который заключается между организатором добровольческой (волонтерской) деятельности или добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) и предметом которого являются безвозмездное выполнение добровольцем (волонтером) работ и (или) оказание им услуг в рамках деятельности указанных организатора, организации для достижения общественно полезных целей.

Условия договора между добровольческой (волонтерской) организацией и добровольцем (волонтером) могут предусматривать обязанность добровольца (волонтера) соблюдать при выполнении им работ и (или) оказании им услуг в рамках деятельности указанной организации иные обязательные требования, предусмотренные внутренними документами указанной организации, а также право добровольческой (волонтерской) организации в одностороннем порядке расторгнуть договор с добровольцем (волонтером) в случае нарушения им таких обязательных требований.

6. Договор, указанный в пункте 4 настоящей статьи, может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.

Договор, указанный в пункте 5 настоящей статьи, может предусматривать обязанности организатора добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организации по предоставлению добровольцу (волонтеру) питания, форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, помещения во временное пользование, оплате проезда до места назначения и обратно, уплате страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности, а также по возмещению связанных с исполнением договора расходов.

 

Статья 17-2. Правовые условия осуществления организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями своей деятельности

 

Организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право:

1) получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

3) информировать, в том числе совместно с заинтересованными организациями, граждан о возможностях участия в добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах государственной власти и органах местного самоуправления;

5) получать иную поддержку в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

 

Статья 17-3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере добровольчества (волонтерства)

 

1. Правительство Российской Федерации утверждает:

1) общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

2) перечень видов деятельности, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.

2. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

2) участие в формировании единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

4) утверждение порядка взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в том числе их территориальных органов, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

5) методическое обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) в субъектах Российской Федерации и на территориях муниципальных образований.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) участие в реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства);

2) разработка и реализация государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

3) утверждение порядка взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных им государственных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

4) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим  организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям;

5) популяризация добровольческой (волонтерской) деятельности;

6) поддержка муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства);

7) методическое обеспечение органов местного самоуправления и содействие им в разработке и реализации мер по развитию добровольчества (волонтерства) на территориях муниципальных образований;

8) формирование координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в сфере добровольчества (волонтерства):

1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм), содержащих мероприятия, направленные на поддержку добровольчества (волонтерства), с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;

2) утверждение порядка взаимодействия органов местного самоуправления, муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями;

3) оказание поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческим (волонтерским) организациям, в том числе в их взаимодействии с муниципальными учреждениями и иными организациями, социально ориентированным некоммерческим организациям, государственным и муниципальным учреждениям, обеспечивающим оказание организационной, информационной, методической и иной поддержки добровольцам (волонтерам), организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческим (волонтерским) организациям.

 

Статья 17-4. Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления

 

Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют поддержку добровольческой (волонтерской) деятельности в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Статья 17-5. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства)

 

1. Формирование и ведение единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) в целях реализации государственной политики в сфере добровольчества (волонтерства) осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере государственной молодежной политики.

2. Порядок функционирования единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства), требования к технологическим и лингвистическим средствам данной информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в данной информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства) с иными информационными системами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства) включает сведения о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях.

Предоставление сведений для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) осуществляется добровольно.

Наличие в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства) сведений о добровольцах (волонтерах), организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческих (волонтерских) организациях не является обязательным условием оказания поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления добровольческой (волонтерской) деятельности указанных участников добровольческой (волонтерской) деятельности.";

10) пункт 7 статьи 19 после слова "добровольцев" дополнить словом "(волонтеров)".

 

Статья 2

 

Внести в статью 31-1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 145; 2010, № 15, ст. 1736; 2011, № 29, ст. 4291; 2012, № 53, ст. 7650; 2013, № 27, ст. 3464, 3477; № 52, ст. 6961; 2014, № 42, ст. 5611; № 45, ст. 6139; № 52, ст. 7551; 2015, № 18, ст. 2618; № 48, ст. 6724; 2016, № 11, ст. 1494; № 27, ст. 4220; № 52, ст. 7498) следующие изменения:

1) в подпункте 8 пункта 1 слова "содействия благотворительности и добровольчества" заменить словами "организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства)";

2) подпункт 1 пункта 3 после слова "добровольцев" дополнить словом "(волонтеров)";

3) пункт 12-1 после слова "добровольцев" дополнить словом "(волонтеров)".

 

Статья 3

 

Статью 18 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465; 2013, № 27, ст. 3477) дополнить пунктами 4 - 6 следующего содержания:

"4. Религиозные организации в соответствии со своими внутренними установлениями вправе привлекать добровольцев (волонтеров) для участия в организации богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также для выполнения работ, оказания услуг, направленных на поддержку и обеспечение видов деятельности религиозных организаций, предусмотренных их уставами.

5. Религиозные организации вправе заключать с добровольцами (волонтерами) гражданско-правовые договоры о добровольческой (волонтерской) деятельности, предметом которых являются безвозмездное выполнение добровольцами (волонтерами) работ и (или) оказание ими услуг.

Существенным условием договора о добровольческой (волонтерской) деятельности является соблюдение добровольцем (волонтером) внутренних установлений религиозной организации, являющейся стороной договора. Договор о добровольческой (волонтерской) деятельности может предусматривать возмещение связанных с его исполнением расходов добровольца (волонтера) на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.

6. Добровольческая (волонтерская) деятельность, предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи, не может регулироваться порядком взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями.".

 

Статья 4

 

В пункте 11 статьи 16-1 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3833; 2012, № 53, ст. 7612; 2017, № 30, ст. 4457) слово "(волонтеры)" заменить словами "(добровольцы (волонтеры)".

 

Статья 5

 

Подпункт 9-1 пункта 2 статьи 26-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст. 5005; 2003, № 27, ст. 2709; 2005, № 1, ст. 17, 25; 2006, № 1, ст. 10; № 23, ст. 2380; № 30, ст. 3287; № 31, ст. 3452; № 44, ст. 4537; № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 21; № 13, ст. 1464; № 21, ст. 2455; № 30, ст. 3747, 3805, 3808; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553, 5556; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3613, 3616; № 48, ст. 5516; № 52, ст. 6236; 2009, № 48, ст. 5711; № 51, ст. 6163; 2010, № 15, ст. 1736; № 31, ст. 4160; № 41, ст. 5190; № 46, ст. 5918; № 47, ст. 6030, 6031; № 49, ст. 6409; № 52, ст. 6984; 2011, № 17, ст. 2310; № 27, ст. 3881; № 29, ст. 4283; № 30, ст. 4572, 4590, 4594; № 48, ст. 6727, 6732; № 49, ст. 7039, 7042; № 50, ст. 7359; 2012, № 10, ст. 1158, 1163; № 18, ст. 2126; № 31, ст. 4326; № 50, ст. 6957, 6967; № 53, ст. 7596; 2013, № 14, ст. 1663; № 19, ст. 2331; № 23, ст. 2875, 2876, 2878; № 27, ст. 3470, 3477; № 40, ст. 5034; № 43, ст. 5454; № 48, ст. 6165; № 51, ст. 6679, 6691; № 52, ст. 6981, 7010; 2014, № 11, ст. 1093; № 14, ст. 1562; № 22, ст. 2770; № 26, ст. 3371; № 30, ст. 4256, 4257; № 42, ст. 5615; № 43, ст. 5799; № 45, ст. 6138; 2015, № 1, ст. 11; № 13, ст. 1807, 1808; № 27, ст. 3947; № 29, ст. 4359; № 41, ст. 5628; 2016, № 23, ст. 3283; № 26, ст. 3866; № 27, ст. 4222; 2017, № 1, ст. 6; № 31, ст. 4828; № 45, ст. 6573; № 50, ст. 7563; 2018, № 1, ст. 26, 27, 87) изложить в следующей редакции:

"9-1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства), организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности и добровольчества (волонтерства);".

 

Статья 6

 

Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 40, ст. 3822; 2005, № 1, ст. 17, 25; 2006, № 1, ст. 10; № 23, ст. 2380; № 30, ст. 3296; № 31, ст. 3452; № 43, ст. 4412; № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 21; № 21, ст. 2455; № 25, ст. 2977; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; 2008, № 48, ст. 5517; № 52, ст. 6236; 2009, № 48, ст. 5733; № 52, ст. 6441; 2010, № 15, ст. 1736; № 49, ст. 6409; 2011, № 17, ст. 2310; № 29, ст. 4283; № 30, ст. 4572, 4590, 4591, 4594, 4595; № 48, ст. 6730; № 49, ст. 7015, 7039; 2012, № 26, ст. 3444, 3446; № 50, ст. 6967; 2013, № 14, ст. 1663; № 19, ст. 2325; № 27, ст. 3477; № 43, ст. 5454; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6981, 7008; 2014, № 14, ст. 1562; № 22, ст. 2770; № 26, ст. 3371; № 30, ст. 4235; № 42, ст. 5615; № 43, ст. 5799; № 52, ст. 7558; 2015, № 1, ст. 11, 52; № 27, ст. 3995; № 48, ст. 6723; 2017, № 1, ст. 6; № 31, ст. 4828; 2018, № 1, ст. 27, 47, 87) следующие изменения:

1) пункт 25 части 1 статьи 15 дополнить словом "(волонтерству)";

2) пункт 33 части 1 статьи 16 дополнить словом "(волонтерству)";

3) пункт 11 части 1 статьи 16-2 дополнить словом "(волонтерства)".

 

Статья 7

 

Внести в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 50, ст. 6242; 2009, № 48, ст. 5726; 2010, № 19, ст. 2290; 2011, № 49, ст. 7062; № 50, ст. 7354; 2012, № 53, ст. 7582; 2013, № 23, ст. 2866; № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4025; 2014, № 26, ст. 3376; 2015, № 1, ст. 43; № 27, ст. 3993, 3995; № 41, ст. 5628; 2016, № 23, ст. 3277; № 27, ст. 4217; № 48, ст. 6736; 2017, № 17, ст. 2460; № 50, ст. 7544) следующие изменения:

1) в пункте 3-1 статьи 2 слово "волонтеры" заменить словами "добровольцы (волонтеры)";

2) в статье 20:

а) в части 1-1 слово "волонтерам" заменить словами "добровольцам (волонтерам)";

б) в части 1-2 слово "волонтерам" заменить словами "добровольцам (волонтерам)", слово "волонтеров" заменить словами "добровольцев (волонтеров)";

3) в части 4 статьи 31-3 слово "волонтеров" заменить словами "добровольцев (волонтеров)".

 

Статья 8

 

Пункт 20 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 7007; 2014, № 30, ст. 4257; 2017, № 47, ст. 6850) после слова "добровольцев" дополнить словом "(волонтеров)".

 

Статья 9

 

Пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 23 декабря 2010 года № 383-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и статью 7 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 52, ст. 6998) признать утратившим силу.

 

Статья 10

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 мая 2018 года.

 

Президент Российской Федерации В.Путин

Москва, Кремль

5 февраля 2018 года

№ 15-ФЗ